69 Каннский кинофестиваль: слишком хороши для успеха


Автор: Екатерина Чен
Фестиваль на Лазурном берегу подвел итоги. Наш корреспондент в Каннах рассказывает о результатах.



Жюри Каннского фестиваля наградило фильмы из подвала критических рейтингов и оставило без упоминания лидеров зрительских симпатий. Скандал! Важно заметить, что зрители в Каннах сплошь профи от мира кино: либо те, кто сам занят в кинопроизводстве, либо опытные критики. Поэтому рейтинги в фестивальной прессе обычно близки к объективной «истине». То есть наверху – картины высоких художественных достоинств, претендующие на то, чтоб стать самыми заметными в году и способные, по прогнозам прокатчиков, привлечь много (в масштабах авторского кино) публики в кинотеатры. Внизу же рейтингов – неудачные, претенциозные, попросту не получившиеся работы, безотносительно к известности режиссеров и похвальности замыслов. Понятно, что у людей могут быть разные вкусы, и как заявил председатель жюри нынешнего года режиссер «Безумного Макса» Миллер, - «мы старались не слушать критиков, а решать сами». Но в нынешнем году контраст предпочтений превзошел все ожидания.

Три самых странных решения жюри:



ГРАН-ПРИ. «Это всего лишь конец света», режиссер Ксавье Долан. Молодой ранний талант (6 фильмов к 27 годам) получил самую высокую в своей жизни награду за картину, откровенно разочаровавшую и даже освистанную. Фильм по театральной пьесе о семейных разборках ломится от обилия необязательных тут еврозвезд, утомляет многословностью и крикливостью совершенно невыносимых персонажей. Хотелось бы верить, что это награждение сохранит для искусства далеко не безнадежного автора, а не заразит его звездной болезнью.

ПРИЗ ЖЮРИ. «Американский мед», режиссер Андреа Арнольд. Идея ленты любопытна: нас погружают в тусовку юных продавцов, разъезжающих по американской глубинке, тех, что ходят с товарами и подписками на журналы от дома к дому. Ребята сплошь заводные, задорные, поют-танцуют, устраивают после трудового дня вечеринки на задворках мотелей… Вот только вся эта имитация реальности от начала до конца возмущает своей надуманностью, искусственностью – чтоб не сказать фальшью а-ля курортный аниматор. Безупречен, правда, оператор Робби Райан, чья живая камера свободно парит над наигранной суетой киноплощадки. Если уж кому и вручать приз, то оператору.

ПРИЗ ЗА РЕЖИССУРУ.
Оливье Ассаяс, «Персональный покупатель». Ассаяс хороший режиссер, но не в этот раз. Его новый фильм – адская смесь из спиритизма (появляются призраки), гламура (много дизайнерской одежды и украшений), криминала (жестокое убийство знаменитости) и повседневных забот американки, рассекающей на мопеде по Парижу. Два года назад, например, француз сделал отличную психологическую картину про артисток и ассистенток «Зильс Мария», она участвовала в каннском конкурсе, но не получила, к удивлению многих, ничего. Теперешний приз не стыдно рассматривать разве что как компенсацию за былое ненаграждение. Тем более что в главной роли у Ассаяса все та же Кристен Стюарт.

Три фаворита, оставшиеся без наград:

«Тони Эрдманн»
, бодрая немецкая лента про отвязного папу с шутейными клыками в кармане и чересчур серьезную дочку, круглосуточно работающую на нефтебизнес. Российских зрителей особенно порадовала бы сцена-парафраз на знаменитый клип о «лабутенах».

«Патерсон», нежное хайку Джима Джармуша про водителя автобуса и по совместительству поэта, который с дзенским терпением выносит китчевый креатив своей подружки и стервозный характер домашнего бульдога.



«Она», триллер нестареющего Пола Верховена с Изабель Юппер в образе создательницы видеоигр, с апломбом железной леди противостоящей маньякам и в родной семье, и живущим по соседству.

Победитель:



Главный приз фестиваля, Золотая Пальмовая Ветвь (тот, что именуется Гран-при, на самом деле тут второй по значению) вручена британскому режиссеру Кену Лоучу за социальную драму «Я, Дэниел Блейк». Лоуч хоть и объявлял уже об отходе от дел, но не может молчать о свинцовых мерзостях системы соцпомощи, которая не лечит, а калечит: жизни, семьи, моральный дух граждан. На фильм про то, как безработный инвалид не может ни трудоустроиться, ни получить пособие, обессилев от хождения по инстанциям, а мать-одиночку не берут даже в уборщицы, так что она идет на панель, чтобы не голодать, - Лоуча вдохновили реальные истории соотечественников. Но сценарист фильма Пол Лаверти заметил, что если бы они включили в картину настоящие рассказы горемык, выброшенных на обочину рынка труда и капитала, то абсурд ситуаций показался бы зрителю неправдоподобным. Со слов Кена Лоуча, его особенно расстраивает и то, как СМИ и политики создают негативный образ тех, кто обращается за пособием или за бесплатными продуктами к благотворителям. По его наблюдениям, это вовсе не иждивенцы и бездельники, а люди потенциально работящие, но деморализованные - бесчисленными отказами и формальностями, стечением обстоятельств, невозможностью устроиться на посильную работу (трудоспособность в службе занятости определяют, оказывается, вовсе не медики) и вынужденные выбирать: поесть сегодня – или, к примеру, заплатить за отопление. Словом, в Каннах наградили кино, важное на уровне идеи и вызывающее эмоциональный отклик даже у гламурной рафинированной публики. Правда, к социальной справедливости или хотя бы более разумным государственным циркулярам Лоуч взывает уже 50 лет режиссерской карьеры, и материала для его фильмов не убавляется.

Так что проблемы беженцев, мигрантов, войн на этом фестивале не были в центре внимания. Прежде всего, авторов конкурсных картин занимали личные проблемы, семейные конфликты. Возможно, это как раз и неплохое поле для исследования.


Эл.почта:
Отписаться

Возврат к списку

 70 Каннский кинофестиваль: Пальма в квадрате 70 Каннский кинофестиваль: Пальма в квадрате
Что ж, праздник кино состоялся, юбилей удался. Да, не случилось в программе нынешних Канн сенсаций и шедевров, но крепкий средний уровень картин, маленькие открытия и творческие удачи оставили неизгладимо приятное общее впечатление.

 Великолепная семерка Амфеста Великолепная семерка Амфеста
20 сентября в Москве и еще десятке российских городов открывается AmFest – ежегодный подарок киноманам, фестиваль нового американского кино. Форум славен тем, что в его программе – картины, которые мы можем так и не увидеть в прокате.

Иранская дочь, болгарские башмаки и верность школе Станиславского Иранская дочь, болгарские башмаки и верность школе Станиславского
В Москве завершился 38-й Международный Кинофестиваль. Главный приз, «Золотого Георгия», как и предсказывали многие прогнозы, получил иранский режиссер Реза Миркарими за фильм «Дочь».

 ММКФ: Призывник обулся под рэп ММКФ: Призывник обулся под рэп
На Московском Кинофестивале при полном аншлаге (публика сидела на ступеньках и толпилась в дверях) еще раз показали новый фильм Сергея Соловьева «Ке-ды».


1 - 4 из 832
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец


DB query error.
Please try later.