Великие русские хореографы, составившие славу зарубежного балета


Автор: Марина Владимирова

22 января (по старому стилю) 1904 года родился Джордж Баланчин – выдающийся хореограф, основатель американской балетной школы Георгий Мелитонович Баланчивадзе. О нем и о других выдающихся балетмейстерах, которые были выходцами из Российской империи, мы вам сегодня расскажем.

Джордж Баланчин

Он родился в Санкт-Петербурге в семье известного грузинского композитора. Учился в балетной школе при Мариинском театре у великих Самуила Андрианова и Павла Гердта. В 1923 году закончил Петроградскую консерваторию, причем не только класс балета, но и фортепиано и композиции. История мирового балета не знает столь разносторонне одаренных людей, каким был Георгий Баланчивадзе.

В 1922 году Георгий Мелитонович женился. Его избранницей стала прекрасная танцовщица Тамара Жевержеева (в дальнейшем – Тамара Жева). О ее красоте и таланте ходили легенды.  В момент выхода замуж Тамаре было 15 лет!

В 1924 году Георгий Баланчин и Тамара, находясь на гастролях в Германии, решили не возвращаться в Советскую Россию. Их пригласил в Париж в свою труппу знаменитый Сергей Дягилев. Именно он посоветовал Георгию Баланчивадзе переделать имя и фамилию на более западный манер. Так балетный мир узнал Джорджа Баланчина.

Он оставался с Дягилевым до самой его кончины в 1929 году, поставив в «Русском балете» девять спектаклей. После смерти Сергея Дягилева, Баланчина приглашали хореографом театры Лондона и Копенгагена. Он ставил спектакли, в том числе, и в Монте-Карло для знаменитой русской балерины Тамары Тумановой. А в 1933 году решил создать собственную труппу – «Балет-1933». Всего за несколько месяцев существования труппа успела прогреметь на весь мир благодаря спектаклям Баланчина, особенным успехом пользовался спектакль «Семь смертных грехов мещанина» на либретто Бертольда Брехта. Именно этот балет увидел американский меценат Линкольн Кирстайн. Это решило и дальнейшую судьбу Джорджа Баланчина, и судьбу всего американского балета.

Линкольн Кирстайн предложил русскому хореографу создать балетную труппу в США. В октябре 1933 года Джордж Баланчин переехал в Америку, как оказалось, навсегда. В 1934 году на деньги Линкольна Кирстайна и Эдварда Уорберга русский хореограф отрыл Школу американского балета. Из лучших выпускников этой школы Джордж Баланчин создал «Балетное общество», из которого в 1948 году возник ныне известный на весь мир Нью-Йоркский городской балет. Собственно, это и было началом американского балета. И именно Джордж Баланчин сделал балет Чайковского «Щелкунчик» рождественской национальной традицией в США.

«Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика — его главный инструмент, его должно быть видно. Вместо декораций — смена света… То есть танец выражает всё с помощью только лишь музыки», - таким видел искусство балета великий Джордж Баланчин.

Георгий Мелитонович Баланчивадзе умер в 1983 году в Нью-Йорке. Америка считает его одним из самых выдающихся деятелей своей национальной культуры.

Серж Лифарь

Одна из величайших и самых трагических фигур мирового балета – Сергей Михайлович Лифарь. Он родился в 1904 году в Киеве и до конца жизни буквально бредил этим городом. «Даже прекрасный блестящий Париж не смог заставить меня, киевлянина, забыть мой широкий, величавый Днепр», - писал хореограф.

Его педагогом была Бронислава Нижинская – сестра Вацлава Нижинского. В 1922 году она эмигрировала в Париж, в «Русский балет Сергея Дягилева», и пригласила своего лучшего ученика – Сергея Лифаря. Так на мировом балетном небосклоне появилась новая звезда – Серж Лифарь. Он стал одним из самых заметных солистов дягилевской труппы.  «Лифарь ждёт собственного подходящего часа, чтобы стать новой легендой, самой прекрасной из легенд балета», - считал сам Дягилев.

Этот час пробил в 1929 году, когда ушел из жизни сам Дягилев. Серж Лифарь, которому в тот момент было 24 года, получил предложение возглавить балетную труппу знаменитого парижского театра «Гранд-Опера». Этому театру он отдаст более 30 лет своей жизни, став его легендой, его кумиром и его изгоем.

«Сюита в белом», «Вакх и Ариадна», «На Днепре», «Икар», «Александр Великий», «Шота Руставели», «Франческа да Римини», «Федра», «Миражи», «Утренняя серенада» - всего Серж Лифарь поставил на сцене «Гранд-Опера» около 200 балетов. А еще он основал при театре Институт Хореографии, вёл курс истории и теории танца в Сорбонне, был ректором Университета танца, профессором Высшей школы музыки и почётным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО, имел все существующие балетные, и не только балетные, награды мира. Серж Лифарь фактически заново создал французский балет. И в 1958 году великий балетмейстер был уволен из «Гранд-Опера».

Он писал книги о балете, увлекся живописью, даже успел стать известным художником, но пережить изгнание из театра, которому отдал все, Лифарь не смог. Сергей Михайлович долго и тяжело болел. Умер он в 1986 году. Его могила на русском кладбище в Сент-Женевьев де Буа до сих пор является местом паломничества балетоманов со всего мира.

Николай Легат

Легенда русского балета, легенда английского балета – один и тот же человек Николай Легат. Николай Густавович и его брат Сергей были продолжателями славной династии артистов балета Легатов-Обуховых.  Николай дебютировал в 1888 году на сцене Мариинского театра и практически сразу получил все ведущие партии. Партнершами Николая Густавовича были выдающиеся балерины Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Ольга преображенская и т.д. Он считался одним из ярчайших представителей классической русской балетной школы.

Первой работой Николая Легата в качестве балетмейстера, имевшей огромный успех, был спектакль «Фея кукол». И с 1910 года Николай Густавович – главный балетмейстер Мариинского театра, продолжатель дела Мариуса Петипа. Параллельно Николай Легат преподает в Петербургском балетном училище. Великие Агриппина Ваганова и Михаил Фокин – ученики Легата.

Романа с пришедшими к власти большевиками у Николая Густавовича не получилось. Осенью 1922 года выдающийся хореограф и педагог навсегда покинул Россию. Он преподавал классический танец в труппе Сергея Дягилева. Затем переехал в Лондон, где открыл свою балетную школу, ставшую одним из главных учебных заведений мира, куда стремились артисты балета буквально со всех концов света. Лидия Лопухова, Марго Фонтейн, Нинет де Валуа, Антон Долин – вот лишь несколько «звездных» воспитанников балетной школы Николая Легата.

Скончался Николай Густавович в 1937 году в Лондоне в возрасте 67 лет.

  


Эл.почта:
Отписаться

Возврат к списку

 70 Каннский кинофестиваль: Пальма в квадрате 70 Каннский кинофестиваль: Пальма в квадрате
Что ж, праздник кино состоялся, юбилей удался. Да, не случилось в программе нынешних Канн сенсаций и шедевров, но крепкий средний уровень картин, маленькие открытия и творческие удачи оставили неизгладимо приятное общее впечатление.

 Великолепная семерка Амфеста Великолепная семерка Амфеста
20 сентября в Москве и еще десятке российских городов открывается AmFest – ежегодный подарок киноманам, фестиваль нового американского кино. Форум славен тем, что в его программе – картины, которые мы можем так и не увидеть в прокате.

Иранская дочь, болгарские башмаки и верность школе Станиславского Иранская дочь, болгарские башмаки и верность школе Станиславского
В Москве завершился 38-й Международный Кинофестиваль. Главный приз, «Золотого Георгия», как и предсказывали многие прогнозы, получил иранский режиссер Реза Миркарими за фильм «Дочь».

 ММКФ: Призывник обулся под рэп ММКФ: Призывник обулся под рэп
На Московском Кинофестивале при полном аншлаге (публика сидела на ступеньках и толпилась в дверях) еще раз показали новый фильм Сергея Соловьева «Ке-ды».


1 - 4 из 832
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец


DB query error.
Please try later.