Три возраста трудного общения


Автор: Евгения Васина


В детском парке недалеко от нашего дома есть интересная пара - мальчик лет пяти-шести и его бабушка. Они приходят на прогулку, и бабушка объявляет: "Сейчас мы поищем тебе детей". После этого пара обследует парк.

Подход к песочнице: бабушка пару минут прислушивается, потом сообщает: "Здесь плохие дети, они говорят нехорошие слова".
Подход к качелям и бабушкина реплика: "Здесь плохие дети, они дерутся".
Подход к горке с соответствующим выводом и ежедневный итог: внук и бабушка вдвоем сидят на самой дальней лавочке. Молча. Они так гуляют. Как этот мальчик будет жить дальше? Страшно даже представить.

"Каждый второй наш пациент - это либо ребенок, чьи родители вообще не интересовались его общением со сверстниками, либо слишком интересовались, то есть пытались целиком и полностью регулировать и регламентировать это общение, - рассказывает детский психолог Вероника Морозова. – Общение детей дошкольного возраста со сверстниками – это тот фундамент, на котором в дальнейшем строятся все личностные проявления человека. И положительные, и отрицательные. Задача родителей, воспитателей в детском саду – помогать выстраивать это общение, но никак не блокировать его, не подгонять под взрослые образцы".

Безусловно, сколько детей, столько и моделей поведения. Но существуют общие тенденции в общении дошкольников со сверстниками. О них мы и поговорим.

3-4 года

"Стадо диких обезьян" - так моя пожилая соседка назвала во дворе группу детей 3-4 лет. Как ни странно, она права. Это возраст, когда эмоциональная составляющая в общении со сверстниками у детей просто зашкаливает. С точки зрения взрослого человека, выглядит это так: бессмысленная беготня, кривляние, визг, нескончаемое "отдай- не отдам".
В чем причина? "Трех-четырехлетнего малыша гораздо больше интересует он сам, чем его сверстник, - объясняет Вероника Морозова. – Ребенку важно проявить себя, а не разглядеть других. Он не отдаст игрушку не от жадности, просто это его игрушка, это важно. Забрав чужую, он одержит победу. Малышу хочется кричать громче всех, бежать быстрее, прыгать выше, рычать страшнее, словом, формируются лидерские качества". Это нужно обязательно учитывать.

Что же делать нам, взрослым, с нашими любимыми "дикими обезьянами"? Прежде всего, не мешать. Но при этом, естественно, следить, чтобы игры не были опасными для жизни и здоровья. Душеспасительные беседы про доброго Сережу, который тихий и всем раздает машинки, не помогут, даже не пытайтесь: малыша сейчас гораздо больше интересует он сам, а не ваш мифологический Сережа.

5 лет

Вот тут наступает серьезный переломный момент. Приходит ее величество Игра. Ребенку становится интересен его сверстник. Он хочет ему нравиться. Для пятилетнего человека очень важно быть принятым в Игру. Неважно, во что играют. Главное – вместе. Вспомните, сколько раз вы видели, как несчастный малыш отдал все свои игрушки, в итоге, сверстники играют без него, а он плачет в сторонке? Это главная трагедия для пятилетнего человека – он не со всеми, а ведь он так старался. В этой ситуации помощь взрослых обязательна и незаменима. Не надо говорить, что те дети плохие, а мы найдем тебе хороших. Лучше научите ребенка быть интересным. Во что играли? В пиратов? Коля предложил? Так давай мы с тобой придумаем сами интересную игру. Супермены ведь круче пиратов? Вот и давай с тобой вечером придумаем игру в суперменов, а завтра ты ее ребятам предложишь. На самом деле, вариантов тут множество. Главная ваша задача – переломить ситуацию так, чтобы ваш ребенок был со всеми, но при этом без унижения его чувства собственного достоинства.

6-7 лет

Старший дошкольный возраст – так называют его специалисты. Фактически это время, когда закладываются основы будущей взрослой личности. В этом возрасте особенность состоит в том, что нужно понимать - потребность  в общении со сверстниками огромная, но она уже избирательная. Хочется дружить с Наташей, но она уже дружит с Леной. Как быть? Нет, втроем они не хотят, у них есть секретики. Кстати, это тоже одна из главных возрастных особенностей – "наш секрет от взрослых". Еще это время бурных выяснений отношений, ссор навсегда, дружб навеки. И снова помощь взрослых необходима. Но тут уже можно руководствоваться взрослыми критериями добра и зла, только старайтесь адаптировать их для детского восприятия. Игорь плюнул Тане в кисель. Ты считаешь, что он герой, а Витя, рассказавший об этом воспитательнице, предатель? А Таня тебе нравится? Она хорошая девочка, никому ничего плохого не сделала? А сам ты хотел бы выпить кисель, в который плюнули? Значит, в следующий раз, скажи Тане, что в ее компот плюнули, а Игорю – что он дурак. Драка, конечно, обеспечена, но сын ваш может вырасти порядочным мужиком.


Эл.почта:
Отписаться

Возврат к списку

Три варианта завтрака для первоклассника Три варианта завтрака для первоклассника
Многие родители знают, как трудно заставить ребенка позавтракать. Попробуйте привычные блюда превратить в аппетитные дессерты - вот увидите, ребенок с удовольствием их съест.

Как грамотно завершить грудное вскармливание Как грамотно завершить грудное вскармливание
Кормлению грудью часто становится проблемой - и не только когда у женщины молока мало, но и в том случае, когда молока много. Бывает, что мама кормит ребенка грудью до двух, а то и до трех лет. Хорошо это или плохо? И как завершить кормление, чтобы не травмировать ребенка?

Трудности первого класса Трудности первого класса
В первый раз в первый класс - это одновременно и праздник, и стресс. Даже если ребенок психологически подготовлен к школе, мамам и папам нужно понимать, что трудности на первом году обучения - естественны.
  

Наука для вашего ребенка Наука для вашего ребенка
Дорогие мамы и папы! Если вы хотите, чтобы ваше чадо не воспринимало науку, как что-то скучное и нудное, приведите его на Фестиваль Увлекательной науки.  


1 - 4 из 113
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец


DB query error.
Please try later.