Вышел Гоголь из тумана

Вышел Гоголь из тумана

В кинотеатрах с четверга - мистический фильм "Гоголь. Начало": классик русской литературы встречает своих героев в антураже "Сонной лощины".





Авторы проекта вместе с каналом ТВ-3 запланировали минимум два сиквела и сериал. Сама идея подать Николая Васильевича как гота и экстрасенса, способного распутывать проделки нечисти, будто сыщик уголовщину, надо признать, лихая. Фигура Гоголя - находка для жанра, причем для любого, от ужастика для комедии. И гремучую смесь этих самых жанров тоже выдерживает, легко. И ведь реальными фактами из биографии писателя пренебрегать не приходится! Гоголь верил в предопределение? Верил. Сны-кошмары видел? Наверняка. Народные предания, характеры, страшилки на малороссийской родине зарисовывал, живописал? А как же. В Третьем отделении писарем служил? Недолго, но да. Нате, получите: будущий автор "Вечеров на хуторе близ Диканьки" по службе приезжает в означенную деревню для расследования странных дел. Тут и пропавшие девушки, и ожившие утопленницы, и ведьмы, и оборотни, и мутный пан - владелец замка с опасно красивой женой, - да кого только не встретишь, вплоть до колоритного кузнеца Вакулы.  Правда, главный ужас, инфернальный огненный всадник с щупальцами, летящий на крыльях ночи, выглядит пришельцем не из гоголевской реальности, а, скорее, из тимбертоновской, из той же упомянутой "Сонной лощины", где тоже девушек убивали, а персонаж Джонни Деппа, с тонкой душевной организацией и тараканами в голове, - вел следствие, влюбляясь в фигуранток.





У Николая Васильевича тут минимум два объекта застенчивой страсти, блондинка и брюнетка, обе чудо как хороши (хоть и есть некоторые сомнения в их человеческой сущности).  
Молодой Гоголь в исполнении Александра Петрова (нос актеру не приделывали, но выглядит он весьма убедительно) поначалу выступает скромным помощником у старшего оперуполномоченного, которого играет Олег Меньшиков. Играет, кстати, азартно, размашисто, вспоминая разом всех предыдущих любимцев публики в своем исполнении, от Костика с Покровских ворот до Фандорина из "Статского советника". Тут у Меньшикова по отношению к Гоголю, помимо наставнической, еще и функция мотиватора. Он убеждает начинающего сочинителя, что обмороки на месте преступления, морок и видения с откровениями - отличное подспорье и в расследовании, и в творчестве. Для протокола нужно лишь верно истолковать то, что явлено гоголевской интуицией.





В целом видно, что люди, причастные к замыслу, старались, что работали с удовольствием. И в презентацию содеянного публике вложились с душой. По первому фильму, возможно, рановато судить обо всем проекте, но есть ощущение, что можно было сделать лучше, тоньше, оригинальнее, и не злоупотреблять так уж настойчиво черным-черным декором и примитивным сюжетным ходом с ударами персонажей по темечку и паданием без чувств.
Ах да, еще в картине есть немного про Пушкина, он будто тоже Гоголю в страшных снах являлся. Да и сама Диканька снималась в окрестностях Михайловского, кто бывал, непременно узнает знакомые дали. Так что хаты на экране не малороссийские. Но если задачей создателей была не верность деталям, а приближение гоголевского наследия современной молодежи, с переводом на понятный ей язык, то затея, возможно, удалась. Сборы в прокате и телерейтинги покажут.