Навстречу «Оскару»: что за «Ла-ла Лэнд»?

Навстречу «Оскару»: что за «Ла-ла Лэнд»?

14 номинаций на Премию американской Киноакадемии, 7 «Золотых глобусов», многочисленные награды от ассоциаций критиков, комплименты, дифирамбы… Картина молодого режиссера Дамьена Шазелла явно претендует на титул хита года. Многие называют «Ла-ла Лэнд» мюзиклом, но по-моему, это громко сказано. Да, там есть пара песенок и танцев, но они не доминируют.




Это просто фильм с музыкой и музыкантами. Кстати, предыдущий опус того же автора, «Одержимость», тоже был про музыканта – барабанщика. Теперь главный герой (с романтичным и весьма музыкальным именем Себастьян) – джазовый пианист. Из-за слабой востребованности его любимой музыки он вынужден подрабатывать клавишником в поп-группах и тапером на свадьбах и в ресторанах. Играть чуждые сердцу композиции муторно, но у героя есть план: заработать на свой джаз-клуб.



В какой-то момент путь Себа пересекается с метаниями начинающей актрисы, мастерицы неудачных кастингов и проваленных прослушиваний. Персонажи взаимно влюбляются, но продолжают спорить о вкусах и жизненных приоритетах, что не способствует прочным отношениям. Тут, впрочем, нет противопоставления: личная жизнь или карьера. Никто из двоих не требует жертв, наоборот, подталкивает другого следовать за мечтой и не размениваться на компромиссы.



Дело происходит в Лос-Анджелесе, и хоть в фильме титрами обозначена смена сезонов, визуально на экране всегда одинаково солнечно (ну, или звездно, как в планетарии), а люди всю дорогу одеты в легкие красочные платьица и летние костюмы. Признаться, все это, конечно, мило, но порядком скучно. Режиссер будто придумал классную короткометражку, но не нашел, чем насытить полный метр. Фильм распадается на отдельные удачи, ради которых приходится терпеть череду довольно унылых эпизодов. Кто-то скажет, что это отражение самой жизни: успех, счастливый случай – как искрометная вспышка на фоне тоскливых будней. А кому-то сюжет покажется созвучным джазовой импровизации (в картине даже есть сцена, где под музыку в исполнении Себа разворачивается целая «другая жизнь», как версия или альтернатива происходящему). Но все равно, на просмотре я много скучал. Так что «лучшим фильмом года» Ла-ла Лэнд мне не показался.



При этом мне очень понравилась работа Райана Гослинга, сама подача образа. Его Себ непринужденно вплетает в повседневность свою музыку, танцевальные па и вокальные фрагменты, моментами демонстрирует некоторую гибкость в творческих принципах – но все же постоянство в главном: не останавливаться. Через него автор транслирует наиболее светлую свою мысль: сбывшаяся мечта - не проблема, всегда найдется новая.