Будьте здоровы и богаты

Будьте здоровы и богаты

Фильм-победитель последнего Каннского фестиваля, «Я, Дэниел Блейк» Кена Лоуча, выходит в наш прокат.

Это простое, жизненное кино про таких, как вы и я. Особенно если вам приходилось недавно искать работу, добиваться пособия, ходить на биржу труда или столкнуться с бюрократическими структурами по какому-то другому поводу. Ну и что, что действие происходит в Британии. Там, не поверите, когда дело касается обычного гражданина, не миллионера, - примерно так же, как и тут.



Допустим, не повезло тебе – потерял место, жилье, здоровье – и примешься ходить по инстанциям  в надежде на помощь и участие; так кафкианский абсурд заест. Особенно если ты «аналоговый», привык общаться с живыми людьми, а не с роботами, чертить от руки, а не щелкать мышкой и курсором в компьютере.
Например, заглавный герой картины Дэниел Блейк, довольно пожилой, но еще бодрый с виду мужчина всю жизнь работал плотником. Но случился у него сердечный приступ. И врач предупредил, что  трудиться, как раньше, уже нельзя.  Мужчина отправился за пособием по нетрудоспособности.  Но в соответствующей конторе ему заявили, что он ни на какие выплаты он претендовать не может, пусть ищет другую работу, заполняет формы и рассылает резюме в интернете (резюме и интернет при том для человека, всю жизнь работавшего с деревом руками, - темный лес). На робкие вопросы Блейка, почему служащие собеса делают выводы о его здоровье, не будучи медиками, в то время как врач говорит, что работать  он не в состоянии, - чиновники разводит руками. И это еще персонажу Лоуча терпения не занимать, зритель-то уже давно будет возмущаться из-за социальной несправедливости, а бедняга Дэниел все ходит по бюро и вакансиям – разумеется, закрытым.



Эмоциональное сопереживание герою – ключевой момент  в просмотре ленты. Это пронзительное чувство, когда ты знаешь, что прав, что персонаж прав, и что на него, как на тебя, почему-то перекладывают вину в плохом управлении экономической ситуацией и грабительски неравном распределении благ.
На почве борьбы за жизнь и за средства к существованию у Дэниела появляется знакомая, мать-одиночка. Две жертвы экономического кризиса пытаются хоть как-то поддержать друг дружку, компенсируя отсутствие человеческого отношения в учреждениях типа биржи труда и собеса. Служащие там, впрочем, люди подневольные, у них будто генеральная установка – найти причину отказать в помощи, иначе они сами пополнят ряды безработных.



«Золотую пальму» в Каннах картине можно было давать всего за одну сцену, бьющую наотмашь. Дэниел и его знакомая приходят на продуктовый благотворительный склад, где можно выбрать корзину еды бесплатно. И оголодавшая молодая мать, до сих пор державшаяся, вдруг срывается, хватает консерву и ест руками прямо из банки, одновременно рыдая и извиняясь за недостойное поведение… Извините и вы, за спойлер. Но рекомендую кино все равно посмотреть  - из солидарности. Британцев  тоже, как видим, подбадривают – денег нет, но вы держитесь. Иногда уже, правда, не за что.