Вышел айсберг из тумана

Вышел айсберг из тумана

В кинотеатрах с 20 октября - фильм Николая Хомерики «Ледокол». Называть кино, как в рекламе жанра, катастрофой я бы не стал. С тем, что в основе – реальные события, соглашусь. Ведь правда, было: в начале 1985-го ледокол «Михаил Сомов» в ходе очередного рейса у берегов Антарктиды оказался зажат во льдах. И пробыл в белом плену вместе с командой 133 дня, пока другое судно не помогло ему выбраться.



Дело в том, что Антарктида – безъядерная зона, атомные ледоколы в регионе находится не могут, поэтому полярников на тамошние станции возит и снабжает дизельный «Сомов» . Он рассчитан на толщину льда около 70 см, и в обычной ситуации этого хватило бы, но в тот раз и с погодой не повезло, и об торосы некстати поцарапался, и капитана на переправе заменили, и начальство с Большой Земли долго согласовывало там у себя добро на отчаливание – словом, когда «сверху» скомандовали двигать, вокруг наросло льда метров на шесть. Часть людей с корабля все же эвакуировались вертолетом, но более 70 осталось дрейфовать. И надеяться, что их не забудут, пока в стране власть меняется.



Сценарий картины, впрочем, не повторяет все происходившее документально; тут своя история. Имена другие, и ледокол называется «Михаил Громов». Команду ужали количественно – каждому из колоритных моряков в кадре ведь надо дать хоть по реплике, придумать испытание, обрисовать характер, в общих чертах. К тому же команда актеров на борту подобралась впечатляющая, так что героев, достойных если не отдельного фильма, то отдельной сюжетной линии, все равно оказывается больше, чем вмещается в неполные два часа экранного времени.



Причем за одними персонажами очень хотелось бы последить подольше, а без иных, кажется, и вовсе можно было обойтись. Есть потенциально захватывающий конфликт двух капитанов на судне – «своего», отстраненного по доносу (Петр Федоров), и чужого, вновь присланного, ратующего за строгую дисциплину (Сергей Пускепалис). Есть теоретически пронзительная ситуация с давящей на психику многодневной изоляцией во льдах. Но авторы или заказчики, похоже, подумали, что заявленному жанру пристал более эффектный экшн. Однако происшествия на корабле – попытка спасти непослушную собаку и человека за бортом, провал в пещеру со страшным моржом, две аварии вертолета, бунт с подрывом горючей смеси и т.д., - с трудом складываются в цельное повествование, оставаясь бусинами на леске «а вот еще такой случай был». К тому же в сюжет то и дело встревает туманное отступление с неприятным кагэбэшником, желающим поскорее назначить виноватых из числа дрейфующих.



Глыба «Ледокола» распадается на части. Как-то мобилизовать представленные силы воедино, впрочем, еще способно противостояние корабля и айсберга. «Громов» ценой повреждений вроде бы минует плавучую гору, но та, как выясняется, направилась вслед за судном. Придется снова сражаться с ледяной махиной. Надо отдать должное создателям, эпизоды с выруливанием наперекор айсбергу – одни из лучших в фильме. Съемки, кстати, велись в Арктике на настоящем ледоколе. Заиндевелость на такелаже, усах и бородах экипажа - правдоподобная. И фильм стоит смотреть прежде всего из-за людей, того, что все же режиссерскими и особенно актерскими усилиями удалось о них рассказать.