И это все о ней, или Не дождетесь

И это все о ней, или Не дождетесь

В кинотеатрах появился отменный фильм про сильную женщину. Называется «Она», режиссер Пол Верховен, в главной роли Изабель Юппер – самая несгибаемая из хрупких, самая ироничная из побитых судьбой. Или эти эпитеты относятся уже не к актрисе, а к героине?



Женщину из фильма зовут Мишель, она преуспевающая начальница компании по производству видеоигр. Ярких, жестких, и даже беспощадных: компьютер все стерпит. В реальности, с живыми людьми, аналогичные сцены смотрятся, разумеется, страшнее. Но все же перед нами не столько ужастик, сколько лирическая комедия.



Видеокреатив – лишь работа; жизнь же вокруг Мишель состоит из вполне человеческих взаимоотношений. Самые здоровые, пожалуй, с бывшим мужем: они идеально иллюстрируют фразу «расстались друзьями». Но имеются также коллега-любовник, интригующий сосед и взрослый сын, причем все женаты, и с их спутницами тоже доводится много общаться. Занятно, что героиня Изабель Юппер, даром что миниатюрна по фактуре, кажется наголову выше и значительнее всех остальных, вместе взятых. И не только из-за того, что на ее образе сфокусированы сюжет и режиссерское внимание.



Должно быть, дело во взгляде, где читается уникальный жизненный опыт, заранее принимающий все как есть, и снисходительно-черно-юморное восприятие. В последнем все и дело: когда, допустим, жертва преступления не собирается изображать таковую, ситуация разворачивается в другом ракурсе. Такую даму вряд ли чем удивишь или напугаешь, а вот развлечь (палитрой нравов) можно – наряду с публикой. Удивителен эффект: мы вроде бы смотрим на происходящее и на других персонажей с точки зрения Мишель, по крайней мере, у нас много оснований войти в ее положение. Но нас отнюдь не призывают разделить ее реакцию, одобрить какие-то поступки, посочувствовать или, тем паче, осудить. Это фокусы Пола Верховена, способного мастерски манипулировать аудиторией, но не любящего это делать: режиссер сочно излагает факты, которым мы вольны дать оценку – или не давать, просто познакомиться.


Кстати, изначально история эта вовсе и не верховенская, в основе картины – роман французского писателя Филиппа Джиана. Постановщик со сценаристом сами книжку проглотили, актрисе дали почитать, а уж наше право составить собственное мнение о столь нетривиальном характере, который, надо признать, даже по окончании фильма сохраняет недосказанность. Что ж, истинная женщина – загадка.