Черт и курорт

Черт и курорт

В наших кинотеатрах с четверга – новый фильм режиссера Брюно Дюмона «В тихом омуте».  Как и многие другие картины того же автора, он демонстрировался в конкурсе Каннского фестиваля.  По жанру фильм записали в черные комедии, и зловещий, леденящий душу юмор – да, тут есть, подобным образом обычно шутят медики и полицейские, видавшие виды и не строящие иллюзий по поводу человеческой природы и идеальности мироустройства. Но по картинке это кино светлое, солнечное, одно слово – курорт.



Действие происходит в дачной местности на берегу моря.  Эпоха – начало ХХ века, судя по костюмам. Хотя некоторые персонажи одеты настолько эксцентрично, что легко сошли бы за артистов безумного цирка, потерявших всякую ориентацию во времени и пространстве. Но предположим, что у нас тут модерн с налетом декаданса.  Семейство буржуа с претенциозной фамилией Ван Петегем приезжает отдохнуть в загородное поместье где-то на Ла Манше. Дамы и господа гуляют  среди дюн, и между прочим знакомятся с аборигенами:  с рыбаками, подрабатывающими переправой гуляющих через бухточки и протоки, и с местными детективами, как положено в хорошей комедии, - толстым и тонким. Оказывается, в округе стали пропадать люди, и ведется следствие. Благородные дачники в ажитации, рыбаки как-то более спокойны, и это неспроста.



Не раскрывая интриги, замечу, что Дюмон обычно не склонен объяснять преступление дедуктивно-логически и обеспечивать наказание виновным. Как правило, в его детективах нарисовывается инфернальное зло, бороться с которым можно, но победить – это вряд ли. Русскоязычное название «В тихом омуте» не случайно отсылает к поговорке про чертей.



Параллельно с вялотекущим расследованием развивается любовная линия. Рыбацкий сын в забавной беретке с помпоном влюбляется в девушку из благородного семейства. Девушка, впрочем, непроста: предстает то в женском платье, то в мужском, то в кудрявом парике, то коротко стриженной. Пол персонажа остается до конца не прояснённым – как, впрочем, и пол исполнителя (-ницы) этой загадочной роли по имени Раф.



Помимо колоритной молодежи (некоторые выразительные лица вы точно не забудете), на экране от всей души дурачатся признанные мастера французского кино: Жюльетт Бинош, Фабрис Лукини, Валерия Бруни-Тедески … Не исключаю, актеры получили от своей игры массу удовольствия, и еще большее, должно быть, - от нарядов в рюшах и перьях, -  но есть легкое ощущение диссонанса. Комикуют и кривляются так называемые Ван Петегемы все-таки очень по-разному, не договариваясь об общей тональности, отчего вызывают не вполне уместное чувство неприятия. Впрочем, может быть, коварный Брюно Дюмон нарочно сделал так, чтобы мы не слишком сочувствовали расфуфыренным потенциальным жертвам, а наоборот, пригляделись к черни, которая, в общем-то, не скрывает, кто она есть – молчаливая угроза ряженому благополучию.