«Высотка»: главарь – архитектор

«Высотка»: главарь – архитектор

В кинотеатрах появился фильм про многоуровневую модель общества, где слои-этажи не могут и не хотят жить дружно по определению.





«Высотка» Бена Уитли поставлена по нашумевшему еще в 1970-е роману Джеймса Балларда. Из уважения к первоисточнику, на парковке у дома сплошь ретро-автомобили соответствующих годов выпуска, а в квартирах – старые ящики-телевизоры. Да и в принципе фильм радостно свободен от современных мобильных гаджетов. Что побуждает людей, населяющих заявленное в заглавии здание, больше и теснее контактировать друг с другом, на личном уровне, на нескончаемых вечеринках - так, как было принято в те самые 70-е – с сексом, рок-н-роллом и вредными привычками.


Многоэтажный жилой комплекс был задуман своим архитектором как самодостаточный социум. На этажах пониже расселены работяги победнее, с кредитами и детьми. В верхних ярусах, ближе к солнцу, - состоятельные бизнесмены и знаменитости от светских львиц до медицинских светил. Главный проектировщик занял пентхаус с садом на крыше. У богатых отдельный лифт, куда недостаточно статусные жильцы могут попасть только по специальным приглашениям. В супермаркет на низком 15-м небожители, понятно, не ходят. Но вот бассейн в доме как бы на всех один, поэтому именно вокруг него начинаются первые конфликты.



Потом в новостройке забьется мусоропровод, начнутся проблемы с электричеством и водой, да и вообще внутренняя жизнь высотки постепенно так поглотит время и силы обитателей, что даже трудоголики перестанут ходить на работу, а будут либо совершать набеги на соседей сверху, либо держать оборону в собственной квартире, стараясь не совсем уж оскотиниться, пусть даже питаться придется… бывшими домашними питомцами «гриль»: продукты в супермаркете ведь когда-то закончатся.



Борьбу классов, верхов и низов, несмотря на вполне натуралистичные ее результаты в виде разбитых лиц, похищенных девиц и прочего членовредительства, - следует воспринимать тут прежде всего как аллегорию. Ближе к концу один из персонажей даже ретранслирует нам прописную якобы истину о том, что при порядке в государстве не будет свободы, а при свободе – соответственно, никакого порядка, да и государства, не предвидится. Кто-то должен, словом, управлять – хотя бы собой и ближайшим окружением, смотрящим в рот.



Примечательно, что главным героем и наименее, пожалуй, пострадавшим от беспорядков, становится в итоге умеющий выжидать и держаться в стороне житель квартиры на одном из средних этажей. Доктор Лэнг в исполнении Тома Хиддлстона умудрится обедать и играть в сквош с вальяжным главарем-архитектором (Джереми Айронс), и в то же время заводить доверительные отношения с куда более простыми обитателями этажей пониже. Прежде всего с дамочками: столь импозантный мужчина, неконфликтный, хозяйственный и к тому же прекрасно ладящий с детьми - мечта любой домохозяйки. Особенно когда твой собственный муж отправился на баррикады.



Картина, где нам пытаются показать сатиру на подгнившее общество с его культом конкуренции и потребления, в целом вышла довольно грустной. Осознание того, что выживаемость в катаклизмах обеспечивается позицией «моя хата с краю», как-то печалит. Неотразимость артиста Тома Хиддлстона скрашивает дело лишь отчасти. К происходящему в «Высотке» больше всего подходит выражение отчаявшегося профессора Преображенского : «Пропал дом». Но если соберетесь на это посмотреть, советую сеанс на языке оригинала, с субтитрами.