Похитили Клуни, обидели сценаристов

Похитили Клуни, обидели сценаристов

В наших кинотеатрах появился новый фильм братьев Коэнов «Да Здравствует Цезарь!».



Это вроде как пародия на Голливуд начала 1950-х годов. Дело происходит на крупной киностудии, где одновременно снимаются картины всех жанров, какие тогда только были в ходу: вестерны, комедии, салонные мелодрамы, пеплумы – масштабные исторические постановки, а также мюзиклы: в тех, что представлены на экране, зажигательно пляшут и поют матросы и синхронно плавают девушки-русалки.


Бесперебойное функционирование громоздкой фабрики грез обеспечивает, на самом деле, один человек. Его зовут Эдди Мэнникс, фиксер – то есть специалист по решению любых возникающих за кадром проблем. Студия в его лице не только заботится о репутации своих «звезд», не давая им попасть в скандальную газетную хронику или полицейские протоколы. Но и о том, чтобы киногруппы не простаивали ни из-за дождей, ни из-за отсутствия на главную роль подходящего исполнителя; и чтобы кассовые сборы не падали, а бюджет не превышал смету.


Работа у Эдди неподъемная, но он справляется, хоть и приходится не спать ночами и лишать внимания любимую семью. Очередным серьезным испытанием для героя становится похищение ведущего актера блокбастера «Да здравствует Цезарь!», за которого просят выкуп: и это в самую кульминацию съемок.



Итан и Джоэл Коэны не впервые обращаются к закулисью кинопроизводства (см. «Бартон Финк»). Их отношение к Голливуду, похоже, не изменилось: ирония снаружи, привкус горечи внутри. Особенно обидно братьям за корпус сценаристов. Подлинные авторы, придумывающие целые миры, не участвуют в стрижке купонов. Миллионные гонорары и слава, как у кинозвезд (и даже у режиссеров), им в индустрии не светят. Во всяком случае, на этом настаивают выведенные у Коэнов сценаристы эпохи, называемой в киноиндустрии Золотым веком. Рассвет телевидения (а ящик ведь считали конкурентом и даже могильщиком кино), начало холодной войны со шпиономанией и массовыми страхами перед атомным взрывом – все это мобилизовало киношников. Они просто-таки завалили зрителя яркими проектами, чтобы увести от реальности в дивный мир, создаваемый в студийных павильонах. Но «звезды» при этом сияли, а те, кто обеспечил их репликами, прозябали в безвестности. Или преследовались за симпатию к коммунистам. В «Да здравствует Цезарь» авторы как раз передают привет сторонникам левых взглядов. Сценаристы у них в фильме говорят о том, что протаскивают в свои опусы скрытые антикапиталистические идеи. Но по сути – они такие же жертвы обмана грезами, как и публика.



Картину распирает от обилия узнаваемых актерских лиц, словно перед нами произведение Вуди Аллена. Скарлетт Йоханссон, Рейф Файнс, Ченнинг Татум, Фрэнсис Макдорманд, Джона Хилл, сразу две Тильды Суинтон (она играет близняшек) – но прежде всех Джордж Клуни в роли похищенной кинозвезды в римских доспехах и сандалиях, и Джош Бролин в центральном образе Эдди-фиксера. Фильм Коэнов - как слоеный пирог, да еще с глазурью: можно проглотить то, что сверху, а можно покопаться глубже и поразмышлять над начинкой, заложенной сценаристами. Критикам, привыкшим искать скрытые смыслы, кино понравилось в комплексе, но широкая публика, не исключено, предпочла бы одну глазурь.