Оцифровать агента 007

Оцифровать агента 007

На экраны с 5 ноября выходит "Спектр" - новый фильм про Бонда, Джеймса Бонда.


Новая серия Бондианы предваряется титром "Мертвецы живы". И поскольку действие открывается зажигательным эпизодом в Мехико,  местным колоритным праздником - Днем Мертвых, то сперва думаешь, что и титр только к празднику и относится. Но нет,  позже в фильме и впрямь появятся персонажи, считавшиеся мертвыми по результатам предыдущих подвигов агента 007, вплоть до того времени, когда у Бонда еще было лицо незабвенного Шона Коннери. Возвращение к жизни старых противников, а также навязчивое (и совсем необязательное, в отличие от "Скайфолла",) обращение к прошлому, в частности, к детству героя, - косвенно свидетельствуют о кризисе у сценаристов франшизы и режиссера Сэма Мендеса. Как самому Джеймсу в наш век тотального спутникового слежения и компьютеризации все труднее оставаться в профессии, так и авторам Бондианы приходится сильнее ломать голову над тем, как сохранить дух проекта, с его юмором и стилем, - и в то же время адаптировать разведчиков старой школы к новым технологиям и напичканной гаджетами аудитории.


Проблемы сценаристов бросаются в глаза. Тонких шуток в картине меньше, чем принято, а трюки - взрывы, драки, обрушения, падения, полеты - не отличаются оригинальностью, а Мексика из заставки-затравки так и останется наиболее любопытным из всех тутошних мест действия. Возникает ощущение, что эффекты и декор из ранних лент про агента 007, пусть условные до наивности, дали бы фору нынешним, претендующим на крутизну. По исполнению, возможно, это и пойдет, но по задумке - явно ждешь большего.


В самом сюжете трудности актуализации Бондианы также отражены. Новые боссы из британского управления по безопасности решают отозвать живых агентов "с поля" и закрыть программу "ноль-ноль". Разведка, или шпионаж, по их мнению, должны базироваться сегодня не на персональных умениях и смекалке джеймсбондов с лицензией на убийство, а на повсеместно установленных камерах наблюдения,  жучках, спутниках, киберсистемах и дронах.  Причем системы безопасности и базы разведданных разных стран нужно непременно объединить. Опытным разведчикам-то понятно, чем это чревато: злодеям станет куда легче манипулировать секретной информацией, всего-то и надо, что взломать единую систему или внедрить за пульт управления своего засланца. Кстати, со "светлой" стороны значимость компьютерных гениев также повысилась: роль Кью, мастера шпионского снаряжения, в фильме "Спектр" заметно расширилась. Что, конечно, не может не радовать поклонников актерского таланта Бена Уишоу.

Напрасно шеф Бонда М (Рэйф Файнс, сменивший Джуди Денч на этом посту) пытается убедить новое начальство в эффективности и незаменимости 007 и его коллег.  Похоже, старине Джеймсу с его лицензией придется работать на свой страх и риск, наперекор приказам сверху. Впрочем, агенту не привыкать. Хотя Дэниел Крейг заметно посуровел со времени предыдущей серии, обзавелся новыми морщинами и дополнительной сединой, и мысли об уходе на покой посещают героя.


Но в том, что касается общения с прекрасным полом, усталости у Бонда не наблюдается. Начав с соблазнения эпизодической мексиканской красавицы, Джеймс продолжит жарким коротким романом с вдовой итальянского мафиози (Моника Беллуччи); ну, а большую часть "Спектра" мы можем наблюдать за развитием отношений агента 007 с француженкой-медичкой в исполнении фигуристой блондинки Леа Сейду. Злодеи из тайной организации, мечтающей экспроприировать  пульт управления миром,- тоже европейцы. ЦРУшников, как и русских, на горизонте не наблюдается. Борьба за сохранение живой агентуры становится эдаким старосветским междусобойчиком.