Жизнь на Марсе

Жизнь на Марсе

В то время, как Америка, закрыв программу "Шаттлов", бросает свои космические силы на освоение Красной планеты, выдающийся режиссер Ридли Скотт, будто по соцзаказу и для промоушена идеи, выпускает "Марсианина".

Фильм про то, как земляне летают на Марс работать вахтовым методом, по экспедиции раз в два-три года. Причем в интерпретации автора марсианские хроники не выглядят фантастикой, все обставлено по-житейски обыденно (в основе ленты - книга Энди Вэйра; говорят, хорошая, и экранизирована близко по духу).

На пустынном красном грунте построена постоянная жилая станция с генератором на солнечных батареях и запасами продовольствия. За пределами модуля людям, правда, приходится передвигаться в скафандрах или в машинках-марсоходах, воздуха-то на планете нет. Да и пыльные бури с сильнейшим ветром нередко нарушают планы астронавтов. Вот и в начале картины: очередной экспедиции приходится спешно загружаться в космический корабль и улетать, из опасений, что их ракету просто сдует с площадки марсианским торнадо. Пробираясь сквозь бурю к кораблю, экипаж теряет одного из своих членов: того сбило с ног оторвавшейся антенной, сработал сигнал разгерметизации его скафандра, - короче, парня сочли погибшим и взлетели без него. А парень взял и выжил. Когда ветер стих, вернулся на марсианскую станцию и, записав на всякий случай на камеру прощальное обращение к семье, начальству и родине, стал кумекать, как ему продержаться с имеющимися припасами до следующей экспедиции - по ходу, года полтора-два. Запасов в модуле, между тем, где-то на месяц.

На Земле затерянному в космосе устроили пышные похороны. Коллеги, летящие с Марса домой, утешали себя, что не могли иначе, да и сам "марсианин" не винил никого в своей судьбе. Главный герой в исполнении Мэтта Деймона вообще, надо сказать, отличается тут завидным оптимизмом. Единственное, на что он сетует, так это на подбор музыки, имеющейся на станции: сплошное диско, - фонотека дамочки-командира (деловитая и собранная, как всегда, Джессика Частейн).

Бодрые песенки 1970-х - 80-х за кадром помогают Ридли Скотту привнести в экстремальную ситуацию долю иронии и, простите за космический каламбур, разрядить атмосферу. По "Марсианину", кстати, заметно, как режиссер оттаял по сравнению с несколькими предыдущими своими проектами, совпавшими с потерей любимого брата. Еще недавно Ридли был суров и, что называется, пленных не брал. Позитив же "Марсианина" можно сравнить с "Хорошим годом" про французское виноделие: тогда все, помнится, сильно удивились, насколько Скотт может быть расслабленным и благостным. И теперь - последнее, чего ожидаешь от автора "Чужого", "Прометея", "Исхода", "Советника" и "Бегущего по лезвию", так это хэппи-энда. Невероятно, но эта марсианская и одновременно приземленная история, кажется, единственная, где вместо того, чтобы переживать, удастся ли герою спастись, задаешься вопросом: "ну неужели ж не удастся"? Так что если хотите заразиться оптимизмом, вам теперь к Ридли, в компании с Мэттом Деймоном.

А в качестве бонусов в картине еще и россыпь колоритных второплановых персонажей, как летающих в космосе, так и служащих в ЦУПе NASA. Что необычно, так это то, что в фильме про космос нет ни одного русского. Зато характерно, что присутствуют китайцы. Впрочем, перед нами кино не о политике, а о ценности для Вселенной каждого конкретного человека. А еще больше – о ценности его предприимчивости.