"Страшные сказки" и "Моя мама"

"Страшные сказки" и "Моя мама"

Два свежих итальянских фильма в прокате.


Итальянское кино умеренно фонтанирует последние годы весьма яркими, хоть порой и необычными картинами. Прямо сейчас у нас в кинотеатрах идут две ленты из конкурса Каннского фестиваля, просмотр которых способен доставить избранной публике массу эстетического наслаждения. Это "Страшные сказки" Маттео Гарроне - визуально прекрасная до невозможности экранизация волшебных историй XVII века, - и "Моя мама" Нанни Моретти, зарисовка из современности. При всей внешней непохожести проектов, по сути их многое объединяет, и прежде всего то, что в центре сюжетов - сложные, запутанные человеческие взаимоотношения, идет ли речь о ближайшими родственниках или о якобы случайных знакомых.



Режиссер Нанни Моретти ("Комната сына", "У нас есть Папа" ), по обыкновению, сам участвует в "Моей маме" и в качестве актера, но на этот раз отходит на второй план и делает главным персонажем женщину средних лет. Героиня по имени Маргерита - режиссер по профессии, съемки ее нового фильма в разгаре. Из Америки продюсеры выписали американского актера с итальянскими корнями (его феерически играет Джон Туртурро), но приглашенная звезда то и дело забывает текст, не к месту импровизирует и отвлекает массовку на площадке спонтанными "номерами".



Да и в целом работа не клеится, хоть плачь. Дома у постановщицы тоже проблемы: старенькая мама тяжело болеет, дочь демонстрирует все возможные трудности переходного возраста, из мужчин по-настоящему можно опереться разве что на брата (эту роль исполняет Нанни Моретти), но и то - больше в качестве жилетки для жалоб, ибо чем тут Маргарите можно помочь, непонятно.
Если смотреть со стороны, у дамочки жизнь как жизнь, просто темная полоса в ней, кажется, затянулась. Проявления ее расстроенных чувств меня как зрителя совсем не раздражают, но и сильного сочувствия, пожалуй, не вызывают - слишком уж обыкновенная, малоинтересная какая-то героиня, даром что работает в кино. Но люди со второго плана, начиная с танцующего Туртурро, сполна искупают блеклость Маргериты. Режиссеру Моретти всегда удавались детали, какие-то гениальные мелочи, на которые иной кинодеятель и внимания не обратит. Ну, и на трогательные моменты семейного единения в кадре он, безусловно, тоже мастер.



Про "Страшные сказки" Маттео Гарроне ("Гоморра" ) прежде всего надо сказать, что они отнюдь не детские. И не очень знакомые нашей аудитории, при том, что старинный сборник сказочника Джанбаттисты Базиле, положенный в основу фильма, в Италии весьма известен. (Кстати, страшными эти истории кажутся именно с точки зрения взрослого; если бы я сегодня перечитал Гауфа или неадаптированных братьев Гримм, да даже Андерсена - уверен, получил бы совсем иное впечатление, нежели в детстве. )

Персонажи "Сказок..." по амплуа вроде бы привычные: короли с невыносимыми для подданных "пунктиками", принцессы, ждущие суженого, ведьмы-колдуньи, пещерные великаны, крестьяне с вилами, а также монстры (которых людям непременно нужно побеждать, нет бы оставить в покое...) Но клубок приключений и судеб в картине завязывается непредсказуемый, и мало кому из героев, вне зависимости от статуса, тут доведется рассчитывать на счастливый конец.



В фильме переплетены, за редкими ответвлениями, три сюжета о трех королевствах. Один, морально нестойкий, правитель (Венсан Кассель) не на шутку увлекся на балу броской красавицей, не догадываясь, что это - преобразившаяся проказница-старушка, от которой причем не так-то просто избавиться. Другой король, вроде бы любящий отец, желавший лучшего жениха для дочки, так перемудрил с состязательными заданиями претендентам, что вынужден был отдать принцессу в жены жуткому жестокому огру, а попытки вызволить красавицу из волосатых лап муженька обернулись лишь новыми бедами. В третьем царстве на трон взошла властная королева (Сальма Хайек), чей рыцарственный супруг по ее прихоти был вынужден сразиться с морским чудовищем, с весьма ожидаемым исходом. Королеву по-человечески стоило бы пожалеть, но она развивает такой деспотизм, что впору содрогнуться. Но возмездие в сказках зачастую не работает, многие сюжетные линии здесь - скорее, поучительные кладбища благих намерений и иллюстрация принципа "лес рубят- щепки летят".

В плане визуального совершенства Маттео Гарроне и его команда в "Страшных сказках" достигли таких вершин, каких в кино мы давно не видели. Впрочем, истории с волшебством, злым ли, добрым - примерно так, захватывая дух, и должны выглядеть. А уж судить сказочных персонажей по реальному УК, наверное, излишне.