Красная армия: с клюшками наголо

Красная армия: с клюшками наголо

Фильм о хоккее, который нам был нужен.



Американский режиссер Гейб Польски снял "Красную Армию" - кино про легендарных советских хоккеистов. Делалась картина явно от всего болельщицкого сердца, но при этом с иронией и какой-то совсем не американской ностальгией по командному духу, по советским спортивным успехам 1970-х-80-х, когда победы на игровом поле становились еще и политическим символом - преимущества социализма над капитализмом. Позже жизнь команд и игроков менялась вместе со сломом строя и переделом страны, звезды уезжали в НХЛ, и сегодня хоккейные коллизии уже не занимают в наших умах того места, которое обеспечено было ледовым баталиям когда-то.




"Красная армия" - коллективный потрет на фоне эпохи. Главным героем и спикером документальной ленты сделался Вячеслав Фетисов, знаковая фигура и для старого ЦСКА, и для нового времени; среди наград Славы - и Олимпийские медали за сборную, и Кубки Стэнли. Его товарищи по "великолепной пятерке", армейцы Крутов, Ларионов и остальные - тоже выскажутся на камеру, и поделятся воспоминаниями о триумфах во встречах с канадцами и о том, как за границей за хоккеистами по пятам ходило КГБ - как бы не сбежали, польстившись на миллионные зарплаты, что им предлагали в североамериканских клубах. Гэйб Польски делает историю наших ребят до опасного личной и потому интересной даже очень далеким от спорта людям. В детстве будущий режиссер сам занимался хоккеем, причем под руководством русского тренера, так что философию игры и оригинальные методы советской спортивной школы, применимой к хоккею не хуже, чем к балету и шахматам, - изучил непосредственно на себе. И вдоволь наразмышлялся на легендарных примерах о том, как сильная личность выдающегося спортсмена может стать заложником системы – спорт-то командный, и к тому же политически значимый.



При том, что качественных, пригодных для большого экрана архивных записей самих игр сохранилось крайне мало, славное прошлое встает перед зрителем как живое, и в откровениях заматеревших, но памятливых очевидцев, и благодаря художникам, воссоздавшим пропагандистские коллажи времен "холодной войны", выплеснувшейся и на лед. Серьезность одних в сочетании с юмором других образует неповторимый коктейль, давая публике пищу для размышлений. А истина, как водится, где-то посередине.