На перевоспитание по-французски

На перевоспитание по-французски

Катрин Денев в роли судьи по малолеткам.



На экраны российских кинотеатров выходит "Молодая кровь" - фильм про трудновоспитуемых подростков, которыми вынуждены заниматься органы опеки и "детской комнаты" полиции. Точнее, французского аналога этой службы. Дива еропейского экрана Катрин Денев выступает тут в образе судьи по делам несовершеннолетних. Во Франции судья, впрочем, совмещает в себе еще и функции дознавателя, семейного психолога и отчасти педагога. Вспоминая слова мультяшного Карлсона, такой судья для угодивших в систему юнцов становится "родной матерью". Когда настоящие родители опускают руки или отмахиваются от тинейджерских проблем, замотанные собственными, в процесс включается государственная система перевоспитания. Судя по "Молодой крови", европейцы бросают на это дело значительные силы и средства. Героиня Катрин Денев вместе с коллегами, среди который здездит персонаж довольно известного актера Бенуа Мажимеля, - годами возится с отбившимися от рук малолетками. Изобретает для них и их родителей все новые меры воздействия, чтоб только подопечные не оказались прямиком в тюрьме или колонии. Терпению педагогов и юристов в фильме можно позавидовать - не исключено, что зритель, чуждый европейских законов, по которым детей бить нельзя, захотел бы попросту дать кое-кому из несдержанных юных персонажей ремня, как знать - может, и подействовало бы. Но нельзя так нельзя.



Метод Катрин Денев - диалог и неусыпное внимание. Правда, в связи с премьерой фильма на родине актриса ненароком спровоцировала небольшой скандальчик в провинциальной прессе. В одном из интервью Денев, рассказывая о съемках в на севере Франции, в городе Дюнкерк, высказалась о нем как о депрессивном месте, где не прожить без курева и выпивки. Жители города так обиделись на негативный отзыв дивы, что стали призывать в соцсетях к бойкоту ленты, а местный мэр потребовал от актрисы извинений. Тучи, впрочем, быстро рассеялись, да и фильм ведь хоть и привязан к конкретному адресу и времени, все же смотрит на тему шире.



Создатели во главе с режисером Эмманюэль Берко довольно убедительно и ярко обрисовали общее положение дел с воспитанием, характерное для любой страны: родители зачастую устраняются от своих прямых обязанностей, перекладывая заботу об отпрысках на родственников, нянь, школу и участковых. Ну, а дети не видят перед собой ни должного авторитета, ни цели в жизни. Так, даже палочка-выручалочка времен "Педагогической поэмы" Макаренко, воспитание трудом, - сегодня мало актуально из-за повсеместной безработицы.



Любопытно, что для юного героя ленты определенным выходом из ситуации, надеждой возвращения, так сказать, на путь истинный все равно становится семья, только уже своя собственная: малец, пусть и слишком рано для своего возраста, заводит девушку и ребенка. Так что система системой, но лучше архаичной ячейки общества даже современная цивилизация ничего пока придумать не в состоянии. Поучительное кино.