ТАКОЕ КИНО

ТАКОЕ КИНО

«FAUST» АЛЕКСАНДРА СОКУРОВА ДОБРАЛСЯ ДО РОССИЙСКИХ КИНОТЕАТРОВ


Фильм, завершающий тетралогию режиссера о человеке и власти, относится к разряду тех культурных явлений, приобщиться к которым почитают важным не только читавшие, скажем, Гёте. Но и просто слышавшие, что был такой ученый, Фауст, который вроде как общался с дьяволом на предмет продажи души.


Сокуровский немец-доктор начинает с того, что пытается эту самую душу обнаружить в человеческом теле. Вскрытие подопытных трупов ничего доктору не дает: ни в голове, ни в сердце, ни в пятках такого органа, как душа, не прячется. Меж тем бесплодные исследования Фауста изрядно пошатнули его материальное положение. Желая одолжить денег, доктор направляется к ростовщику. Образ уродливого лысого процентщика и  наделен как раз в фильме дьявольским бэкграундом. Ростовщик денег просто так не дает, однако спонсирует и сопровождает Фауста в злачных местах, где вино и женщины. С легкой дьявольской руки доктор оказывается сначала убийцей, потом соблазнителем.  Обе судьбоносные для героя сцены - случайного убийства в кабаке и падения с вожделенной девицею в омут - удались Сокурову на загляденье.  


Ростовщик в выдающемся исполнении Антона Адасинского пугающе реалистичен. Глядя на это существо, и впрямь веришь звучащей с экрана реплике о том, что добра, может, и не существует на свете, но зло – точно есть.
Нельзя не отметить и еще одного персонажа – Вагнера, не композитора, а в некотором роде ассистента и последователя Фауста в его научных изысканиях. Вагнер создал в колбе живую плоть, гомункулуса – правда, нечувствительная к науке девушка Маргарита взяла и разбила его творение.

Если смотреть фильм слишком внимательно и вдумчиво, начинает казаться, что Александр Николаевич экранизировал вовсе не Гёте, а Булгакова. Хотя на самом деле, вероятно,  режиссер со сценаристом Юрием Арабовым продолжали свою же линию, начатую в «Молохе», «Тельце» и «Солнце».

«Faust» получил Золотого Венецианского Льва.
Предыдущие сообщения этого блога читайте ЗДЕСЬ