ТАКОЕ КИНО

ТАКОЕ КИНО

Дайте Кире ремня
«Опасный метод» Дэвида Кроненберга – кино внешне красивое (что неудивительно, когда перед нами стиль ретро) и познавательное.


Оказывается, будущая основоположница (как утверждается) советской психиатрии и психоаналитики, уроженка России Сабина Шпильрейн с детства любила, когда ее стегали ремнем. Когда-то это удовольствие доставлял ей отец. Но взрослую дочь стегать было уже как-то неприлично, даже несмотря на то, что на почве отсутсвия такого наказания у девушки началось тяжелое нервное расстройство.
Все чудесным образом исправится, когда Сабину отправят в заграничную клинику, и там она найдет другого мужчину, который догадается дать ей ремня. Это будет Карл Юнг, выдающийся доктор, знаток человеческих душ и еще более, чем Шпильрейн, - основоположник. У Юнга еще был старший друг и коллега Фрейд – но тот не слишком одобрял применяемое к девушке лечение и предпочитал собственные, фрейдистские теории, с которыми отправился покорять Америку.


Сабину-мазохистку играет Кира Найтли, некстати напоминающая тут Вайнону Райдер в пылу тщетной охоты за «Оскаром».  Доктора Фрейда изображает Вигго Мортенсен - до того мощно выступивший в таких картинах Кроненберга, как «Оправданная жестокость» и особенно «Порок на экспорт». В «Опасном методе» Вигго, однако, сдержан, его персонаж – скорее, функция. Ничего сверх ожидаемого его Фрейд не делает и не говорит, так - свадебно-генеральствует.


Центральная фигура фильма – Карл Юнг в исполнении Майкла Фассбендера, актера, стремительно ворвавшегося в киношную моду. Вот казус: в этом году Фассбендера везде номинируют и награждают совсем за другой фильм - за современную урбанистическую секс-драму «Стыд», а ведь в костюмном «Методе» он несравненно убедительнее и к тому же с усами.
Кроненберг явно плотно поработал с Майклом, как прежде работал с Вигго, потому что Юнг вышел просто на загляденье. Актер с режиссером создали настолько притягательную персону, что наблюдая за Карлом, проникаешься к нему сочувствием и симпатией вопреки его поступкам. А ведет доктор себя крайне неэтично, чтоб не сказать - негуманно. Соблазняет пациентку, обижает своей неверностью жену и детей, экспериментирует  на живых людях с водой и электричеством… Но всё, буквально всё ему готов простить, стоит только перехватить его горящий беспокойный взгляд и проникнуться внутренним напряжением.



Юнг всё про себя понимает, вину сознает – как тут бедняге не сопереживать. Человек, раз за разом проявляющий досадную слабость и одновременно старающийся застегнуться на все пуговицы и держать спину ровно. Это эквилибристика! А вы говорите – Стыд.    
Да, и на любителя: в «Опасном методе» есть еще Венсан Кассель - тоже в образе доктора и психа в одном флаконе. Загадочная она все-таки наука, психиатрия и психоаналитика. Сто лет со времени описываемых в картине событий прошло – а до сих пор ничего с этим делом неясно. Даже грань между врачом и больным крайне размыта.



Предыдущие сообщения этого блога читайтеЗДЕСЬ